You are on PERI's international website. Click here to switch to PERI USA. Click here to view all PERI websites.

Сравнение брус-фанеры и инвентарной опалубки

При строительстве из железобетона не обойтись без опалубки. В гражданском и промышленном строительстве обычно применяется съемная опалубка. Она может быть самодельная, когда опалубку изготавливают непосредственно на строительной площадке из бруса и фанеры, а может быть инвентарная, которую приобретают или берут в аренду у производителя.

Инвентарная опалубка  - это современный и эффективный способ возведения монолитных конструкций здания. Но почему в профессиональном строительстве до сих пор применяют брус-фанеру? Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, рассмотрим эти два способа.

Одним из основных критериев сравнения брус-фанеры и инвентарной опалубки является трудоемкость устройства 1 м2. По ней можно судить о затратах трудовых ресурсов и сроках строительства. 

Использование брус-фанеры подразумевает под собой изготовление опалубки на строительной площадке с применением большого количества тяжей, гвоздей, подкосов из бруса. Известно, чем больше элементов в опалубочной конструкции, тем выше трудоемкость её устройства. Переставить такую опалубку на следующую захватку или этаж за несколько поднятий крана не представляется возможным.  Приходится разбирать и собирать заново, тратя время на поиски подходящего фанерного листа и подрезку элементов, чтобы задать необходимую геометрическую форму опалубке. Другими словами, рабочие на стройке каждый раз с нуля изготавливают опалубочные щиты, собирая раму из бруса и прибивая к ней фанеру. 

Инвентарная же опалубка, производимая на заводе, это гибкая универсальная система, подобрать которую можно под любую геометрическую форму. Такие системы позволяют легко и быстро опалубливать горизонтальные и вертикальные конструкции, применяя готовые опалубочные модули и укрупненные единицы элементов. Гибкость конструкции опалубки достигается за счет оптимального количества типоразмеров элементов и набора крепежных деталей. Например, система TRIO предусматривает единственный элемент для всех видов соединений - выравнивающий замок BFD. При устройстве стены высотой до 3.3 м будет достаточно использовать всего 2 тяжа и 3 замка BFD по высоте. 

Приблизительная трудоемкость устройства опалубки из бруса и фанеры составляет 0,8 чел/ч на 1 м. кв., а трудоемкость для TRIO MR - 0,3 чел/ч на 1 м. кв. Используя брус-фанеру, звено из 6 человек за 8 часов может опалубить в среднем 100 м2 стен,  с инвентарной опалубкой при тех же условиях можно опалубить 250 м2. Отсюда следует больший объем укладываемого бетона, выше выработка на человека и, как следствие, сокращение времени строительства. 

Оборачиваемость  - еще один важный критерий экономической оценки опалубки. Можно легко оценить затраты на оборудование на весь срок строительства, зная количество его рабочих циклов.  

Выгода использования инвентарных опалубочных систем хорошо отслеживается при строительстве с большими объемами, а высокая оборачиваемость опалубки позволяет быстро достигать точек окупаемости оборудования.

Сравним стоимость инвентарной опалубки TRIO MR и TRIO ST и опалубки из брус-фанеры на примере строительства пятнадцати 19-этажных домов одной серии с площадью этажа 620 м2. 

На диаграмме видно, что стартовая стоимость брус-фанеры 3,6 млн. руб. Это в 2-3 раза дешевле инвентарной опалубки. Но при строительстве каждого следующего дома необходимо докупать пиломатериалы. В среднем эти затраты составляют 1 млн. руб. Инвентарная же опалубка требует замены фанерного листа на щитах при строительстве каждого третьего дома, что будет составлять 0,6 млн. руб. Таким образом, применение TRIO ST окупится уже на шестом доме, а TRIO MR на восьмом. 

В случае, если на покупку инвентарной опалубки не хватает средств или же не определен горизонт финансирования, есть возможность аренды оборудования, которая требует минимальных первоначальных инвестиций и позволяет быстро начать стройку.  Остальные преимущества аренды оборудования читайте здесь.       

Приведем еще один пример: сравним стоимость материала для опалубливания стены высотой 3 м и длиной 10 м. Стоимость материала для опалубливания TRIO MR и брус-фанерой соответственно 15000 USD и 2950 USD.

Обычная фанера служит до 10 циклов. Такой низкий показатель - результат разрушения незащищенных торцов, вследствие неаккуратного обращения с древесиной при демонтаже и нарушения целостности и сплошности материала при сверлении отверстий. Переходя от одного цикла к следующему, фанера быстро теряет геометрическую форму, а качество поверхности стены становится ниже. Стараясь сэкономить, строители пытаются по-многу раз использовать фанерный лист, который явно пришел в негодность. Это приводит к отклонениям геометрических параметров конструкции и дополнительным затратам на отделку стен в дальнейшем. 

Положительные стороны использования брус-фанеры, благодаря которым она находит до сих пор свое применение следующие:

  • Низкая первоначальная стоимость;
  • Общедоступность;
  • Универсальность; 
  • Возможность использования при отсутствии грузоподъемных механизмов.

 Негативные стороны опалубки из брус-фанеры: 

  • Высокая трудоемкость;
  • Низкая оборачиваемость;
  • Низкое качество бетонной поверхности;
  • Низкая точность изготовления конструкции;
  • Низкий уровень надежности; 
  • При бетонировании брус не воспринимает высокого давления бетонной смеси и деформируется;
  • Низкий уровень безопасности ведения работ.  

Фанера, применяемая в рамной опалубке, надежно защищена от проникновения влаги в древесину, имеет ламинированное покрытие, а ее торцы в щите обработаны герметиком с долгим сроком службы. Отверстия под тяжи оснащены сквозными коническими гильзами, которые обеспечивают быстрый и технологичный монтаж и демонтаж, а также легкую очистку от бетона без вреда для опалубочного оборудования. 

Один цикл опалубливания брус-фанерой 1 м2 составляет 4,9 USD, а опалубочной системой TRIO MR 0,6 USD, что в 8 раз меньше. 

Обычная фанера служит до 10 циклов. Такой низкий показатель - результат разрушения незащищенных торцов, вследствие неаккуратного обращения с древесиной при демонтаже и нарушения целостности и сплошности материала при сверлении отверстий. Переходя от одного цикла к следующему, фанера быстро теряет геометрическую форму, а качество поверхности стены становится ниже. Стараясь сэкономить, строители пытаются по-многу раз использовать фанерный лист, который явно пришел в негодность. Это приводит к отклонениям геометрических параметров конструкции и дополнительным затратам на отделку стен в дальнейшем. 

Положительные стороны использования брус-фанеры, благодаря которым она находит до сих пор свое применение следующие:

  • Низкая первоначальная стоимость;
  • Общедоступность;
  • Универсальность; 
  • Возможность использования при отсутствии грузоподъемных механизмов.

 Негативные стороны опалубки из брус-фанеры: 

  • Высокая трудоемкость;
  • Низкая оборачиваемость;
  • Низкое качество бетонной поверхности;
  • Низкая точность изготовления конструкции;
  • Низкий уровень надежности; 
  • При бетонировании брус не воспринимает высокого давления бетонной смеси и деформируется;
  • Низкий уровень безопасности ведения работ.  

Фанера, применяемая в рамной опалубке, надежно защищена от проникновения влаги в древесину, имеет ламинированное покрытие, а ее торцы в щите обработаны герметиком с долгим сроком службы. Отверстия под тяжи оснащены сквозными коническими гильзами, которые обеспечивают быстрый и технологичный монтаж и демонтаж, а также легкую очистку от бетона без вреда для опалубочного оборудования. 

Помимо этого, применение инвентарной опалубки имеет ряд преимуществ: 

  • безопасность ведения работ;
  • сокращение сроков строительства; повышение производительности;
  • сокращение затрат на оплату труда рабочих за счет скорости монтажа и технологичности оборудования;
  • всегда высокое качество бетонной поверхности;
  • сокращение затрат на обработку поверхности после распалубливания и на финишную отделку.

Опыт показывает, что определяющим фактором использования брус-фанеры является отсутствие определенного горизонта финансирования, когда нет понимания того, окупится ли покупка или аренда инвентарного оборудования. Говоря простым языком: когда нет уверенности, что стройка не встанет. В этом случае брус-фанера становится незаменимым материалом, хотя и мало эффективным. 

Строители же выделяют следующие преимущества брус-фанеры: 

  • брус-фанера не требует специального ухода: оборудование инвентарной опалубки нуждается в очистке и обработке специальными средствами, а иногда случаются поломки, требующие ремонтных работ;
  • отсутствуют жесткие требования к условиям эксплуатации и хранения: неверное хранение инвентарной опалубки может привести к повреждению оборудования;
  • отсутствуют инструкции по применению; 
  • возможность использования низкоквалифицированной рабочей силы: для монтажа инвентарной опалубки необходим штат квалифицированных рабочих, которые обучены правилам и навыкам эксплуатации с той или иной опалубочной системой;
  • удобно подгонять под любую геометрию здания; 
  • нет необходимости приемки-сдачи оборудования при смене бригад: если стройка встала на неопределенный срок и пришлось распустить людей, а при возобновлении работ сформирована новая бригада;
  • не требует аккуратности в обращении: за сохранностью оборудования необходимо следить, а его ремонт - это дополнительные затраты;

Брус-фанера это универсальный материал, с помощью которого можно возвести здание любой архитектурной формы. С такой опалубки начинались история и развитие бетонных и железобетоннных конструкций. Но современное строительство требует современных решений.

Применение высокотехнологичного оборудования помогает строить быстро, качественно и при этом безопасно. Компания PERI производит опалубку для стен, колонн, перекрытий, лифтовых шахт. Продукция немецкого качества позволяет соблюдать оптимальные сроки строительства, получая качественную поверхность бетона. Также специалисты PERI обучают правильной работе с опалубочным оборудованием и оказывают техническую поддержку на таких этапах реализации проекта, как проектирование опалубки, приемка оборудования на объекте, его эксплуатация, ремонт и хранение.